ЦЕНТР ПСИХОТЕРАПИИ И ПСИХОАНАЛИЗА. Групп-анализ. Групповой психоанализ. Обучение.
+7 (495) 565-3035 +7(916) 631-6333 Добавить в избранное Написать нам Карта сайта Поиск по сайту
Вход для студентов
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?

Психоанализ в России: вчера, сегодня, завтра (обзор). Основные постулаты психоанализа

Определение термина "психоанализ". Основные постулаты психоанализа: психический детерминизм, роль бессознательного, целенаправленная природа поведения.

Термин "психоанализ" вновь вошел в моду в России. Появилась опасность не только безграмотного искажения этого понятия, но и его профанации. В лучшем случае психоанализом называют любую форму рутинной психодиагностики, психологической поддержки или психиатрии. В худшем – это понятие используют  "целители", парапсихологи и иже с ними с целью придания некой "научности" своей деятельности.

Что же такое психоанализ?

В самом общем смысле – это есть стремление выявить скрытые мотивы действий, мнений, истоки морально – психологических установок личности. Большинство людей не задумывается о том, что сознание – это еще не вся психика и даже не большая ее часть. За пределами сознания находится мощный психический аппарат, который формировался в течение многих тысячелетий и деятельность которого недоступна самонаблюдению, подобно тому, как недоступны ему деятельность печени и других жизненно важных органов. Однако именно в этой скрытой, бессознательной части психики скрыты глубинные стереотипы  наших чувств и поведения, накапливаются негативные переживания и неотреагированные эмоции, именно здесь продуцируются кошмарные сновидения и навязчивые мысли, которые не дают покоя ни днем, ни ночью. В сфере бессознательного переплетаются психическое и соматическое. Психические отклонения перерастают в болезнь тела. Здесь же формируются глубинные симпатии и антипатии к людям, причины конфликтов, которые бывает трудно понять.   В бессознательном подготавливаются "роковые решения", вызревают побуждения к героическим или преступным действиям, которых не ожидает ни само лицо, совершающее поступки, ни его окружение. Все социальные, межличностные отношения, массовая психология – пронизаны бессознательными мотивами.

Первая и универсальная задача психоанализа – это расшифровка, истолкование, осмысление всего того нового, неожиданного, противоречивого, что возникает в сознании и человеческих отношениях. Можно сказать, что психоанализ всегда присутствовал в культуре как необходимый и естественный ее компонент, принимая иногда форму дружеского диалога, наставительной беседы, объяснения в любви, церковной исповеди, зрительского участия в спектакле или читательского размышления о судьбе героя.

Выделение психоанализа в вид терапевтического общения врача и пациента произошло в ХХ веке  и основателем  его является Зигмунд Фрейд – человек, чье имя знакомо любому, хотя бы понаслышке. "Фрейд" и "психоанализ" – почти синонимы, также,  как "Эйнштейн" и "теория относительности".  Если последняя была прародительницей атомной бомбы, то психоанализ Фрейда взорвал изнутри классическую психологию и психиатрию. Он открыл новую эпоху в истории самопознания человека.

Драматична судьба психоанализа. Он прошел путь от насмешек, игнорирования, отвержения "столпами" медицинской науки до широкого всемирного признания. По сути, это был первый научный метод в то время еще не существующей науки – психотерапии. Мало кто знает, что он успешно применялся в России с 1913 года, а в 1922 году в Москве был открыт Институт психоанализа. Но сам метод, в центре которого исходно стояла личность, был категорически несовместим с марксизмом. Ибо марксизм был теорией, в которой абсолютно не было места личности,  а уж тем более – страдающей личности. Испытывать проблемы общения - профессионального, бытового или внутрисемейного, так же, как и сексуальные проблемы – считалось неприличным. В 1924 году Институт психоанализа закрывается, а ведущие российские психоаналитики репрессируются.

В течение нескольких десятилетий  психоанализ в СССР фактически находился под запретом. И только с середины 80-х годов стали издаваться работы Фрейда, Юнга, Адлера и других крупнейших психоаналитиков. В 1991 году  в Санкт–Петербурге открывается первый в России Институт психоанализа (Восточно – Европейский), затем аналогичные институты появились в Москве.  В июле 1996 года при активном содействии академика Д. С. Лихачева выходит  Указ Президента Российской Федерации "О возрождении и развитии философского, клинического и прикладного психоанализа". Все это послужило основой подготовки квалифицированных специалистов в этой области науки.

Необходимо подчеркнуть: практикующим психоаналитиком становится только тот, кто уже имея высшее медицинское или психологическое образование проходит дополнительное обучение и получает диплом одного из имеющих государственную лицензию институтов психоанализа.  Прежде чем начать свою деятельность, кандидат в психоаналитики обязательно проходит свой личный анализ под руководством опытного психоаналитика – и этот анализ кандидат проходит около 4 лет. Будущий психоаналитик обязан на своем собственном опыте познать бессознательные процессы и проработать собственные личные проблемы, дабы они не влияли на его работу с пациентом. Полный курс обучения психоаналитика (изучение теоретической базы и прохождение личного анализа) длится около 8 лет. В настоящее время (на 2011 г) в Москве действуют два института, обучающие профессии психоаналитика с сертификацией специалистов по международным стандартам – это Институт психоанализа и Институт практической психологии и психоанализа. В Санкт-Петербурге действует Восточно-Европейский институт психоанализа.

Разработанная Фрейдом методика и техника психоанализа, которой приходится учиться годами, каждым аналитиком применяется по-своему. Это зависит от уровня культуры, образованности, степени клинической подготовки и даже базовой специальности аналитика (в последнее время аналитической терапией все шире занимаются не только врачи, но и психологи). Но в любом случае в центре внимания терапевта будет не ваш гипотетический психиатрический диагноз или отдельные симптомы заболевания, а Ваша личность в целом – и ее "хорошая" и ее "плохая" составляющие. Психоанализ не ставит в качестве своей основной цели просто "убрать" тот или иной симптом, который, как свидетельствует практика, через некоторое время может проявиться вновь в том же или ином виде. Главная задача – установить психологическую природу симптома, выявить его источник и понять динамику его развития. Самосознание и самопонимание – вот два самых важных ключа к изменению своих установок и поведения, к преодолению тревоги и страха, к формированию новых стереотипов поведения, ведущих к позитивным изменениям в жизни.

Существует такое мнение, что сильная личность – это тот, кто может справиться со всеми своими психологическими проблемами самостоятельно. Это глубокое заблуждение. Почувствовав дискомфорт в желудке или кишечнике, мы спешим к гастроэнтерологу, ощутив покалывание в сердце – обращаемся к кардиологу, не решаясь, как правило, прибегнуть к самолечению, хотя о желудке или сердце каждый из нас, безусловно, знает гораздо больше, чем о психике.

Кроме того, также как без зеркала мы не можем  заглянуть себе в глаза, так и без аналитика, на которого мы проецируем наши эмоции и психические образы, нам не дано разглядеть глубинные пласты нашей памяти, обратиться к сущности наших тайных чувств и переживаний.

Но психоанализ не "волшебная палочка". Это серьезная  работа не только  аналитика, но и самого пациента. К сожалению, российская ментальность такова: " сбросила лягушка кожу и в мгновение ока  стала Василисой Прекрасной". В жизни так не бывает. Для разрешения проблем, которые накапливаются годами, необходимо время. Это время индивидуально для каждого человека, потому что нет у нас одинаковых судеб и одинаковых личных историй. В процессе лечения порой необходимо вновь столкнуться с той душевной болью, которую мы перенесли много лет назад и  постарались "забыть". Как мелкие осколки она находится в глубине нашей психики, их извлечение неприятно, однако, необходимо для полного выздоровления. Но психоанализ – это еще и моменты радостного озарения в понимании себя. Это совершенно необъяснимое ощущение полного принятия Вас, как личности, какими бы Вы ни были.

Уже в процессе анализа пациенты обычно отмечают, что их взаимоотношения с окружающими и профессиональная деятельность становятся более успешными. Лучше понимая себя и тех, с кем они сталкиваются, люди становятся свободнее. Находя выход из внешних и внутренних конфликтов, они могут с большей энергией, чем прежде, делать то, что они действительно хотят, а не то, к чему их принуждают обстоятельства. Они тратят меньше времени и сил для разрешения как простых вопросов, так и самых сложных ситуаций, и в результате каждый их день становится более наполненным. Как правило, они становятся более эффективными и в материальном,  и в семейном,  и в социальном плане.

Цель психоанализа – помочь обогатить Вашу жизнь, научить Вас получать большее удовлетворение от взаимоотношений с другими людьми, разрешить болезненные проблемы и конфликты, и сделать Вашу личность более целостной и более радостной.

Почему человек поступает и чувствует себя так, а не иначе?


Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не представляемые ими объекты.

Некоторые образы почти у всех людей складываются по одному шаблону: мать представляется добродетельной и ласковой, отец – суровым, но справедливым, собственное тело – крепким и неповрежденным. Если есть основания думать иначе, то сама мысль об этом человеку глубоко ненавистна.

Очень трудно, например, изменить образ собственного тела. Человек, потерявший ногу, не может успокоиться, прежде чем не пройдет через период мрачности и скорби, в течение которого образ его тела приходит в соответствие с новым положением вещей. Но даже после этого он сохраняет в глубине своей психики прежнее представление о самом себе. Через много лет после потери ноги он иногда видит себя во сне таким, как раньше, и даже временами оступается, забыв о своем недостатке. Также трудно изменить образы родителей. Во сне иногда видят слабого отца сильным, пьяницу-мать – безупречной, а умерших – живыми.

Психические образы, управляющие нашим поведением, нагружены эмоциями. Когда мы говорим, что кого-нибудь любим, это значит, что образ человека в нашей психике нагружен конструктивными, нежными и благожелательными чувствами. Если же мы говорим, что кого-нибудь ненавидим, это значит, что образ этого человека нагружен деструктивными, яростными и неблагожелательными чувствами. Подлинная сущность человека оказывает на его образ лишь косвенное влияние. Когда вы говорите, что разлюбили Анну и полюбили  Марину, это значит, что вы разлюбили ваш образ Анны и полюбили образ Марины. Марина всего лишь облегчает Вам построение своего образа, достойного любви. И если Вы как раз в это время особенно расположены влюбиться, то вы помогаете ей в этом, выбирая и подчеркивая в ее образе все достойное любви, отрицая и пренебрегая при этом нежелательными качествами. Таким образом, после разрыва с первой любовью легче влюбиться  "рикошетом", чем в первый раз; когда образ первой любви разрушается, в психике человека остается пустота и в то же время большой заряд эмоций, стремящихся  к немедленной компенсации. Гонимый страхом пустоты, человек идеализирует образ первой попавшейся женщины, чтобы поскорее заполнить ею освободившееся место.

Хотя мы и привязываемся к нашим образам и неохотно меняем их, через некоторое  время у нас возникает тенденция придавать им более идеальный вид, чем они имели в исчезнувшей действительности. Старики представляют себе сомнительное прошлое как "добрые старые времена"; люди тоскуют по далекому дому, но часто разочаровываются в нем, вернувшись.

Многим людям требуется около полутора месяцев, чтобы приспособить психический образ к новой действительности. Переехав на новое место, человек лишь через полтора месяца чувствует себя по-настоящему дома. К этому времени его образ дома успевает измениться и стать похожим на действительность нового жилища. Примерно за 6 месяцев человек осваивается с новым образом настолько, что уже не испытывает беспокойства от перемены места.

Хотя человек со временем может сам менять свои образы, ему не нравится, когда другие пытаются изменить их прежде, чем он к этому готов. Поэтому люди кричат и сердятся во время спора. Чем сильнее доводы оппонентов, тем больше человек опасается за свои излюбленные образы и тем громче кричит, чтобы их защитить.

Так называемая "адаптация" зависит от способности изменять свои образы, приспосабливая их к новой действительности. Как правило, люди способны менять одни образы, но не способны изменить другие. Верующий может быть готов и способен адаптироваться к любому изменению, кроме изменения религиозных взглядов. Исправный торговый агент способен в несколько минут изменить свой образ деловой ситуации на основе информации, доставленной с рынка, но не в состоянии изменить свое представление о воспитании детей на основе информации, которую ему приносят из детского сада. Неудачливый делец не умеет изменять свой образ деловой ситуации так же быстро, как меняется рынок, но он может быть способен время от времени менять образ своей жены по мере того, как она и в самом деле меняется, и это делает брак неизменно счастливым. Отсюда можно заключить, что для успеха в любом деле гибкость нередко важнее умственных способностей.

Материал, из которого делаются образы, может быть более или менее гибким. У некоторых людей образы хрупки; до некоторого момента они незыблемо противостоят всем ударам судьбы, а затем внезапно ломаются, причиняя субъекту сильное беспокойство. У других же образы как будто сделаны из воска, плавящегося от энергичного красноречия продавца или критика. Таких людей называют внушаемыми.

Как у людей проявляются особенности их психических образов и какими приемами они пытаются привести эти образы в соответствие с действительностью, яснее всего видно в делах любви. У некоторых мужчин, например, складывается столь жесткий образ идеальной женщины, на которой им предстоит жениться, что они не идут ни на какие компромиссы. Личность, вполне подходящая к определенному шаблону, никогда им не встречается; такие люди либо вовсе не женятся, либо женятся снова и снова, надеясь найти, в конце концов, столь легкоплавкую женщину, чтобы она влилась в давно заготовленную форму.

Удачливый человек – это человек, образы которого ближе всего к действительности, поскольку в этом случае действия приводят к задуманным результатам. Неудачником же становится человек, образы которого не соответствуют действительности, о чем бы ни шла речь: о браке, политической деятельности, деловой жизни.

Динамический образ
состоит из двух составляющих: представления и эмоциональной нагрузки. Нагрузка может быть положительной и отрицательной. Представление дает образу форму, а  эмоциональная нагрузка – энергию.

Различие между чувствами и представлениями часто наблюдаются в человеческих отношениях. Часто человек хорошо помнит свои эмоции по отношению к некоторой личности, но не в состоянии припомнить ее имя; или же помнит имя, но не может восстановить связанные с этим именем эмоции. Отсюда видно, что образ может расколоться; чувство и представление отделяются друг от друга, причем чувство остается сознательным, а представление становится подсознательным или наоборот. В подобных случаях отделившееся от представления чувство "витает"  в сознании и может найти себе опору, связавшись  с другим представлением, чем - либо напоминающим прежнее. Это важно для объяснения обмолвок и других ошибок в нашей повседневной жизни. Если же "витает" представление, то оно опирается на другой образ, нагруженный аналогичным чувством.                                        


Основные представления психоанализа

Психический детерминизм

Фрейд  основывает свое теоретическое мышление на предположении, что в душевной жизни нет перерывов и непоследовательности. Каждая мысль, возникшее воспоминание, чувство или действие имеют свою причину. Каждое душевное событие вызывается сознательным или бессознательным намерением и определяется предшествующими событиями. Поскольку некоторые душевные события "кажутся" возникшими спонтанно, Фрейд начинает искать и описывать скрытые связи, которые соединяют одно сознательное событие с другим.

Сознание, предсознание, бессознательное

Сознание – лишь небольшая часть ума; оно включает то, что мы сознаем в каждый данный момент. Хотя  Фрейд и занимался механизмами сознания, его гораздо больше интересовали менее открытые и исследованные области, которые он назвал предсознанием и бессознательным.

Бессознательное


Формулируя свою теорию психики Фрейд начал с того, что называется топографической моделью. Он обратил внимание на то, что существуют различные уровни сознания.  Часть мыслительных процессов проходит без нашего осознания, без нашего сознательного знания того, что они происходят. Позже он пришел к признанию того, что качество бессознательного мышления иное, чем качество сознательного мышления. Он обнаружил, что в этом бессознательном, фантазийном мире не существует временной последовательности. События видятся телескопически.

Фрейдовской первоначальной предпосылкой является связанность всех психических событий. Если мысль или чувство кажутся несвязанными с предшествующими мыслью или чувством, связи находятся в бессознательном. "Мы называем бессознательным психический процесс, существование которого мы должны предполагать, выводить по каким-то причинам из следствий,  но о котором мы ничего не знаем."

К области бессознательного принадлежат инстинктивные элементы, которые никогда не были сознательными и вообще недоступны сознанию. Кроме того, там есть материал, который подавляется. Этот материал не забыт и не утерян, но он не допускается к воспоминанию по соображениям цензуры. Мысль или воспоминание действует на сознание, но опосредованно.

Таким образом, определенные нарушения наших психических функций или неправильности в действиях, которые кажутся немотивированными, оказываются вполне мотивированными, если их подвергнуть психоаналитическому исследованию (очитки, описки, оговорки, случайные действия и т.д.).

Бессознательный материал обладает жизненностью и непосредственностью. Через несколько десятилетий воспоминания, вновь допущенные в сознание, не теряют своей эмоциональной силы. Но эти процессы не только " безвременны" - они не организуются хронологически.

Большая часть сознания бессознательна. Здесь находятся основные детерминанты личности, источники психической энергии, побуждения и инстинкты.

Предсознание


Формально говоря, предсознание – часть бессознательного, но такая часть, которая легко может стать сознательной. Доступные фрагменты памяти – часть предсознание. Это может быть память обо всем, что вы делали вчера, улицы, на которых вы жили в течение вашей жизни, ваши любимые лакомства, запахи и множество других прошлых переживаний. Предсознание  подобно большому складу памяти, в которой сознание может нуждаться для выполнения своих функций.

 
Побуждения или инстинкты


Инстинкты – это те напряжения, которые направляют организм к определенным целям. Во фрейдовском употреблении этот термин не относится к сложным унаследованным формам поведения, обнаруживаемым у животных. Он касается  их эквивалентов у людей. Инстинкты "последняя причина всякой деятельности". Фрейд, как правило, называл физический аспект инстинктов потребностями; психические аспекты инстинктов могут быть в целом названы  желаниями.

Инстинкт содержит четыре компонента: источник, цель, импульс и объект. Источником, в котором возникает потребность, может быть часть тела или все тело целиком. Цель состоит в уменьшении потребности до такой степени, что действие перестает быть нужным, т.е. в том, чтобы дать организму удовлетворение, которого он в данный момент желает. Импульс – то количество энергии, силы или напряжения, которое используется, чтобы удовлетворить инстинкт; он определяется силой или настоятельностью потребности. Объект инстинкта – это те предметы или действия, которые удовлетворяют первоначальную цель.

Рассмотрим, как проявляются эти компоненты у человека, испытывающего жажду. Тело обезвоживается и начинает нуждаться в жидкости; источник – растущая потребность в жидкости. По мере усиления она может быть осознана как "жажда". Если она не удовлетворяется, она становится все более выраженной: ее интенсивность растет, т.е. растет импульс энергии, которая может быть направлена на делание чего-то, что удовлетворит жажду. Цель состоит в том, чтобы уменьшить напряжение. Объект – это не просто жидкость, молоко, вода или пиво; он включает все действия, которые направлены на уменьшение напряжения. Это может быть вставание, хождение на кухню, выбор питья и пр.

Рассматривая поведение, сон или любое психическое событие, можно искать за ним психологические побуждения, которые удовлетворяются этой деятельностью. Если вы видите, что люди едят, вы предполагаете, что они удовлетворяют голод; если они кричат, вы предполагаете, что их что-то беспокоит. Аналитическая работа включает поиск причин мыслей и поведения, чтобы потребность, неправильно удовлетворяемая определенной мыслью или определенным поведением, могла получить лучшее разрешение.

Кажется, однако, что многие мысли и формы поведения не только не уменьшают напряжение, но даже создают его, вызывают стресс и тревожность. Такое поведение может указывать, что прямое выражение потребности блокировано. Хотя можно назвать множество "инстинктов", Фрейд свел это разнообразие к нескольким основным.
    
Основные  инстинкты

Фрейд дал два описания основных инстинктов: это влечение к жизни и влечение к смерти. Или, по-другому, стремление к созиданию и стремление к разрушению. Из стремления к созиданию возникают любовь, великодушие и щедрость, произведение потомства и творчество. Напряжение, толкающее человека к этим конструктивным целям, называется либидо; его важнейшая функция – обеспечить продолжение человеческого рода. Стремление к уничтожению приводит в действие вражду и ненависть, слепой гнев и жестокость. Напряжение, дающее силу этим чувствам, называется мортидо. Наиболее ярко оно проявляется в борьбе за существование; при надлежащем применении оно помогает индивиду спастись от внутренних и внешних опасностей.

Естественно, эти два стремления часто вступают в конфликт друг с другом, толкая человека к противоположным поступкам по отношению к людям и окружающей среде. С неприятными конфликтами этого рода справляются по-разному. Обычный способ разделываться с ними состоит в том, что одно из соперничающих желаний выталкивается из сознания, как будто его нет. В мирное время люди склонны утверждать, что мортидо не существует вообще, а в военное время пытаются утверждать, что либидо не существует по отношению к врагу. Однако чаще всего все-таки ни любовь, ни ненависть не проявляются в чистом виде. Люди, часто вопреки своей воле, кусают добрую руку, которая их кормит, и кормят ненавистный рот, который их кусает.

Другой способ справиться с конфликтом – это позволить тому и другому чувству попеременно одерживать верх, Такой человек не может выйти из замкнутого круга: он попеременно то любит, то ненавидит.

Стремление к созиданию и уничтожению, кульминацией которых является половое сношение и убийство, - это и есть тот первичный материал, с которым приходится работать человеку и цивилизации. Чтобы сохранить собственную жизнь, общество и человеческий род, люди вынуждены применять деструктивно, направленную энергию  для достижения некоторых целей, например, для искоренения жестокости, убийств и болезней; конструктивно направленная энергия имеет целью материальный и духовный прогресс. Психическое развитие человека зависит от его способности направить эти внутренние силы к наиболее продуктивным целям.

Есть различие между желанием и попыткой его удовлетворить, между чувством любви или ненависти и его выражением. Силу, с которой индивид выражает свою любовь или ненависть к другим или самому себе, называют агрессивностью (агрессия – приближение). Наряду с агрессивностью выражения следует еще учитывать направление чувств любви и ненависти. Некоторые люди направляют свою любовь главным образом на других; некоторые – преимущественно на самих себя. Количество любви, принимающей то или иное направление, может со временем меняться. Точно так же человек может интенсивно ненавидеть кого- нибудь другого, и наиболее агрессивным проявлением этой ненависти является убийство. Он может ненавидеть самого себя, и наиболее агрессивно эта ненависть проявляется в самоубийстве. И убийство и самоубийство одинаково выражают агрессивность; единственная разница, касающаяся психической энергии, состоит в ее направлении.

Большинство людей не доходят до таких крайностей. Либидо и мортидо находятся под надежным контролем, маскируемые друг другом, так что многие проживают свою жизнь, не догадываясь, насколько мощны эти стремления и насколько сильно они влияют на мотивы и поступки человека Человеческое поведение в широких пределах определяется напряжениями либидо и мортидо, нарушающими психическое равновесие человека и толкающими его к действиям, которые обещают это равновесие восстановить.

Природа человека такова, что стремления этих двух влечений хотят проявиться немедленно. Это значит, что человек имеет склонность взять то, сто ему хочется, как только ему этого захочется, и сразу же уничтожить то, что становится ему  поперек  пути, мешает ему или раздражает его. Такой прямолинейный образ действий можно нередко наблюдать у младенца, еще не научившегося на горьком опыте сдерживать свои желания. Если же таким образом попытается вести себя взрослый, то он наталкивается на помехи двоякого рода: со стороны других людей, также стремящихся к тому, чего они желают в данное время, и готовых устранить всех и все, мешающее им в этом; и со стороны природы, не всегда готовой предоставить желаемое в тот момент, когда это нужно человеку, и не готовой измениться, чтобы облегчить ему жизнь.

Очевидно, чтобы удовлетворить свои желания, не навлекая на себя неприятностей, человек должен научиться управлять своими либидо и мортидо; иначе говоря, он должен научиться ждать. Он должен  также научиться  правильно судить о своем окружении и умело обращаться с ним, чтобы уменьшить опасность поражения или гибели, когда придет, наконец, время действовать.

Т.е., человек должен научиться управлять тремя группами сил: самим собою, другими людьми, и природой. Это называется  Принципом Реальности, п.ч., чем более реалистичен человек – то есть, чем точнее наблюдает он эти три вида явлений, - тем скорее и полнее он удовлетворит свои либидо и мортидо. Принцип Реальности требует, чтобы человек формировал четкие образы.

Первичная потребность либидо – как можно теснее сблизиться  с другим человеком, чаще с человеком противоположного пола. Конечно, способ фактического удовлетворения отчасти зависит от возраста. Сближение младенца  с матерью максимально при сосании материнской груди, При достижении половой зрелости – это сексуальная близость. Телесный контакт доставляет, конечно, самое прямое удовлетворение либидо; однако, напряжение либидо можно ослабить чем угодно, что бы давало ощущение сближения: физического, духовного или эмоционального. Это может быть более близкое соседство, более интимное обсуждение общих интересов или переживание общей эмоции.

Косвенными путями выражения энергии либидо является творчество. Причем, для этого совсем не обязательно быть гением. Многие ощущают творческий трепет, когда плотничают у себя дома, пополняют свою коллекцию старинных монет или марок, хвалятся или управляют машиной или лодкой, собранной своими руками.

Первичная потребность мортидо – устранение другого человека, обычно  того же пола.  Мортидо  для нас гораздо загадочнее, ведь в мирное время  оно может быть полностью удовлетворено лишь путем убийства и самоубийства. В повседневной жизни  либидо имеет возможность вылиться в разнообразные виды деятельности; мортидо имеет для этого меньше условий. В жизни  сколько- нибудь счастливого индивида приступы ярости  случаются меньше оргазмов.

Все, что дает ощущение удаления, содействует удовлетворению мортидо. Отъезды из города, ссоры, всевозможные выходки наперекор другим – все это косвенные пути удовлетворения мортидо. Сюда же относится и воздержание.

Мортидо  также может быть сублимировано: это происходит, например, у резчиков по камню, плотников и шахтеров, которые создают прекрасные либо полезные вещи, атакуя неодушевленные предметы. Когда проводилось выборочное тестирование сотрудников ВГСЧ, обратило на себя внимание снижение уровня тревожности в большинстве случаев, т.е., желание идти навстречу опасности. Это тоже один из способов удовлетворения мортидо, направленного на себя. Одной из полезнейших сублимаций мортидо служит хирургия.   

Новости и события


Рассылка анонсов и новостей






ВИДЕО с семинара Кернберга!
получить скидку 5%

КОНТАКТЫ
+7 (495) 565-30-35
 
10.00 - 20.00
ежедневно
info@group-analysis.ru
Ждем Вас! 


Международная Школа группового психоанализа к.псх.н. А.А. Тимошкиной

Групповой психоанализ (групп-анализ). Сертификационный курс IAGP (под патронатом COIRAG)

Супервизорская группа Тимошкиной (супервизии по субботам в Институте Психоанализа). Групповые супервизии. Открытые супервизии.